вторник, 6 декабря 2016 г.

типа "дневник фестиваля" номер три

Своих картинок нынче нет, зато есть, пожалуй, пока самый сильный по степени воздействия спектакль: "Царствие Твое" театра "Форте" (режиссер Чаба Хорват).
Вот что бывает, когда есть настоящая литература в основе, настоящий театр, интерпретирующий текст сценическими именно средствами и выявляющий новые смыслы, бешеная энергия у актеров и невероятная изобретательность режиссера. Тогда не надо проговаривать со сцены тексты актуальной политической направленности - она сама собой считывается. Плюс абсолютно вневременная составляющая. Все как в самих текстах Тара. Захотелось его перечитать еще раз (и много раз). История самого Тара, конечно, тот еще "печальный детектив": писатель-автодидакт, работал на заводе - военном, потом медтехники, стал тусоваться с активистами-интеллигентами-историками-писателями, начал печататься, вот-вот должен был "выстрелить" после той самой Франкфуртской ярмарки (многие венгерские писатели тогда "запустили" свою международную карьеру), но вдруг выяснилось, что он был сексотом - один из его товарищей, запросив свое дело в только что открытых архивах, наткнулся на доносчика по кличке "Хайду" (как комитат Хайду-Бихар, дело происходило в Дебрецене) и с ужасом понял, что этим человеком был именно Тар. Мучительная переписка Яноша Кенеди с Таром - отдельная история. Одно дело прочитать это в газете/энторнетах, другое - слушать, как историю рассказывает один из друзей Тара, на которого тот тоже доносил и который теперь написал драму по его текстам - Тибор Керестури (Тибору за эти полтора часа перед спектаклем отдельное спасибо). А тексты у Тара абсолютно прозрачные, как будто написанные сами собой, даже без усилия автора. Про "мантульщиков", вечно пьяненьких рабочих из общежитий, потерявших все то, чего они и так не имели, после "смены режима" и бескрайнюю венгерскую деревню. Спектакль же получился совершенно потрясающий: физический театр, но с поразительно бережным отношением к тексту. Эдакий балет с трубами, где ритм труда (пусть происходящего практически в полусне из-за постоянного ощущения похмелья и последующего опьянения) оказывается вдруг спасительным для этих людей, сообщая хоть какой-то смысл бессмысленному их существованию. Много думала, в общем. С героями "Эрнеллы и Фаркаша" чувствую, могу себя отождествить (более того, вдруг поняла, кто такой Фаркаш - это же бойфренд дочери одной моей подруги: крутой успешный программист со сбитым эмоциональным прицелом), а с этими - нет, но действует же и на разум, и на эмоции. После спектакля все думала: если историю Сабольча могут и смотрят те, про кого она рассказана, то истории Тара-Керестури-Хорвата смотрят совсем не их герои. И что было бы, смотри их те самые упитые мантульщики? Еще два дня с десяти до десяти поработать - и можно снова на работу.

Комментариев нет: