среда, 7 декабря 2016 г.

типа "дневник фестиваля" номер четыре

Коридоры Театра комедии чем-то напоминают сериал Westworld - вот эти девочки, например, кажется, из "Преступления и наказания".
Днем приходил Сабольч Хайду. И это было прекрасно. Сразу стало понятно, почему "Эрнелла, Фаркаш, и другие" так "пошел" у всех. Это второй вариант рабочего названия:)) - у нас, кстати, фильм по этой пьесе назвали "Семейное счастье", но это не очень удачный вариант. Надо еще подумать. Из рассказанного Хайду успела даже что-то записать: толчком к написанию драмы стала ситуация, когда трое его ближайших коллег покончили жизнь самоубийством. Общение с семьями направило ход мысли: понять, что происходит в семье, если люди уходят потом из жизни. Хотелось показать. не вопрос, не ответ, вопрос пусть каждый, просто показать, выводы сами делайте. Очень важный момент: любые разговоры о политике, не подкрепленные личным опытом, опасны, особенно как художественное высказывание (на фоне абсолютной агитки Шиллинга с, признаемся, плосковатыми персонажами вполне убедительно). Натуралистичность текста сталкивается с тем, что дети театре играть не могут (дрессированные животные). Нужна стилизация, как следствие – появляются и другие стилизованные элементы - потому театральная постановка так и отличается от фильма - в данном конкретном случае и вообще. Надо найти измерения, в которые можно „протащить” метафизические элементы. Сказку про корабль с животными, попавший в бурю, и глаженную утюгом речку придумала дочка Сабольча. Сам Хайду пару раз в месяц „записывает один день”: каждые 15 минут. Что бы ни говорили персонажи, нельзя забывать, что все должно быть окружено ощущением любви (ее жаждой, вымаливанием и т.д.) Как бы жестко один другому ни говорил, он все равно в нем нуждается. Они не ненавидят друг друга, завидуют, презирают, но делятся любовью. Что поразило меня - трепетная учтивость, с которой Хайду говорил о жене (исполняет роль Эстер - и в фильме, и в спектакле, актриса Оршоя Тёрёк Ийеш) - она словно присутствовала на встрече. Было ощущение, что когда он ее упоминал, шла какая-то теплая волна.
Но не все коту масленица - посмотрели хороших спектаклей, пообщались с интересными драматургами, режиссерами и актерами - идите, смотрите теперь два часа ада. Это мы сходили на спектакль "Случай" Сардара Тагировского из театра Надьварада (Орадеи). Ох. Все, что может быть хирургически точно, вскрыться во взаимодействии со зрителем при рассказе о реальных событиях, оказалось растаявшей на полу лужей (в буквальном смысле). Вот что бывает, когда режиссер и драматург просто берут историю "из жЫзни" - страшную, поучительную, трагическую you name it и пытаются сообщить ей некое новое трагедийное измерение, не пропустив при этом через театральный фильтр. (См. того же "Чемпиона" с аллюзией на историю дебреценского мэра - работает же!) Тут, если не знаешь, в чем дело, фиг поймешь. Ну и какие-то бестолковые приемы со зрителями. Не хочу больше писать про этот спектакль, если честно.

Комментариев нет: