Те, кто читает эти записки - а они есть, эти люди, я же вижу статистику, правда, я только косвенно знаю, кто именно читает, и не про всех, - могут ошибочно подумать, будто я "верю в сны". Нет. Я записываю их из давнего и почти исследовательского интереса. В 1989 году в возрасте шестнадцати лет имела счастье общаться с очень любопытным шведским сомнологом, который мне много чего объяснил про сны как механизм. С тех пор всю жизнь учусь их читать, знакомлюсь с новейшими исследованиями и, конечно, не "верю" в них, но обнаруживаю много интересного + мое подсознание часто дает мне во сне ответы (если правильно задать вопрос), подсказки (особенно по здоровью - если уметь считывать сигналы, так, в свое время я поняла во сне, что надо идти к эндокринологу, потому что нарушена функция щитовидки - врач долго не хотела меня принимать, а потом, после анализов чуть ли не онкологию мне ставила при том, что никаких внешних симптомов наяву у меня не было). Сейчас у меня период плотных снов - такое бывает после периодов большого напряжения или нездоровья. Последний, увы, длится у меня уже второй месяц и вымотал до нехорошего состояния - начался в Петербурге, где у меня теперь в каждый приезд без видимых причин (!) резко падает гемоглобин; тут, кстати, причина еще не выявлена - есть подозрение на серьезное снижение уровня кислорода в петербургском воздухе - это помимо в принципе присущей мне легкой анемии. Сейчас отъедаюсь мясом из лавки Мальчика (это фамилия: лавка так и называется Málcsik Hús) - хозяин хорошего отрезал. А какие там баварские колбаски домашние... И отпиваюсь непьяным вином из погреба дедушки Фрая (вчера познакомилась, наконец, с его внуком - прямо вдохновилась силой преемственности, пойдем на праздник погреба, нам зарезервировали места).
Так вот, возвращаясь к снам. Приведу пример, как это работает. Несколько дней назад мне приснился довольно тяжелый сон о том, как я решилась-таки вывезти маму к нам. Едем мы "моим" путем, через Эстонию (что в реальности невозможно - если маме сделать европейскую визу, везти ее придется через Стамбул), но в этом случае, во сне, Эстония важна - мама мечтала бы туда вернуться, она не очень любит (в эмоциональном смысле) Петербург, а самые важные в ее жизни города - Таллинн и Нью-Йорк. В Эстонии она провела самое важное для формирования личности детство, даже в первый класс там ходила и немного болтала по-эстонски (у Ляли с дядей Фридрихом жила - тоже отдельная история). В общем, везу маму, мне приходится все тащить (мама уже ничего кроме сумочки в реальности нести не может), проходим границу - без проблем, но все равно дольше, чем хотелось бы, выходим на площать в Нарве, мама радуется, я очень устала. В целом - ощущение после сна как мешки таскала, что совершенно понятно. Сон этот мне снится накануне похода мамы к неврологу (путем долгих уговоров удалось-таки запустить процесс хоть как-то - я в каждый приезд вижу ухудшения неврологического свойства), что тоже совершенно понятно. Позавчера мама звонит после визита - ей ставят подозрение на Паркинсона (она, естественно, в шоке, но мама не очень sefl-reflective, а когда изменения мелкие, самому кажется, мол, ну, сейчас чуть хуже, но ничего страшного, пройдет, а потом бац - и активнейший человек не может ходить вверх-вниз, только по горизонтальной плоскости, потому что нарушена координация и механика шага). Я тоже, конечно, расстраиваюсь, понятно же: траты, бесплатная психотерапия маме теперь уже практически ежедневно по телефону, а как приеду - лично, терпение и труд, уговоры, организация и проч. И сегодня во сне (уже совсем про другое - про личные границы на фоне работы в театре и про реальное отношение ко мне некоторых людей) понимаю, что тот сон про переход границы с мамой должен был мне сообщить. Так что никакой метафизики и пророчеств.
А умершие мне снятся часто - и это тоже объяснимо. Я чувствую сильную связь и с папой, и с бабушкой (особенно с ними двумя), и с Лялей (тут еще чувство вины примешивается). В один из самых сложных морально моментов жизни мне приснились прадед с прабабкой, например. Архаичные люди решили бы, что у меня связь с предками и родом, я же считаю, что это мой способ почерпнуть сил. Друзья покойные снятся, потому что я их любила, и мне их остро не хватает теперь.
После разговора с мамой в четверг ехали с чудесного барочного концерта (лютня, венецианские композитроры начала XVI века, особенно Dalza, исполнял Чаба Надь, Веспрем -там каждый год летом прелестный камерный барочный фестиваль, буквально для своих - в долине, на развалинах монастыря в небольшой церкви) вдруг поняла хтонический подтекст рекламного слогана компании JYSK -Scandinavian sleeping and living. У многих же народов сон = не жизнь.